Рынок — площадка для торговли товарами. Бывает маленькая — во дворе. Бывает большая — в смысле мировая. Наверно, бывает и межгалактичесская. Бывает реальная — в смысле площадь с ларьками, биржа… Бывает виртуальная — в смысле сервер, линии передачи данных, куча персональных компьютеров, отдел логистики и Сисадмин.
Товар — продукт деятельности человека, имеющий некую ценность для потребителя. У человека много продуктов деятельности, включая продукты жизнедеятельности, но продать их проблемно, если не убедить потребителя в том, что они могут удовлетворить некие его потребности. Если неудовлетворенных потребностей нет, их можно создать искусственно, навязав индивиду идею, что без удовлетворения этих потребности он:
- неудачник
- не человек
- немодный
- некрасивый
- беспонтовый
- непрезентабельный
- необеспеченный
- …
Потребитель — индивид, заинтересованный в приобретении товара, для удовлетворения своих потребностей.
Потребности — бывают нескольких категорий:
1. Жизненно необходимые, без которых индивид не может жить как биологическое существо. К таковым относятся:
- пища
- вода
- воздух
- одежда
- крыша над головой
2. Социальные – необходимые для выживания социума человеков. К ним относятся:
- семья
- размножение (в смысле — не только секс)
- воспитание детей
- образование
- здравоохранение
- …
3. Хотелки – у каждого свои, в соответствии с избалованностью, воспитанием, …
Торговля — процесс обмена товарами при помощи денег, по взаимному согласию сторон. Без такового это не торговля, а вымогательство, рэкет и бандитизм. Существует и бартер — непосредственный обмен товара на товар, но к торговле это не имеет никакого отношения.
Деньги — инструмент равноценного обмена товарами на рынке. Для обеспечения данной функции необходимо, чтобы каждая деньга имела фиксированное обеспечение ( 1т пшеницы, 1 кВт\ч, 1 баррель нефти, 1 м3 газа, …). Уставом ВТО (Всемирной Торговой Организации) данное действие запрещено — к чему бы это??
В настоящее время бывают:
- Реальные — золотые монеты, в обращении не используются массово. Практически не поддаются подделке.
- Бумажные — крашеная туалетная бумага с напечатанной надписью, что это чья-то долговая расписка. Можно печатать сколько угодно, в соответствии с хотелками хозяина печатного станка, или просто нарисовать, если вы хороший художник.
- Виртуальные — набор единиц и нулей на винчестере сервера и в микросхеме памяти на вашей банковской карте или смартфона. Значения может изменить или хозяин сервера, или продвинутый программист.
Равноценный — равный по ценности для потребителя, затратам на производство для производителя. Маркс предлагал оценивать данный параметр временем, необходимым для производства. Но к этому времени необходимо добавить время
- на обучение того мастерового, который этот товар производит,
- производство пищу для мастерового,
- строительство жилье для мастерового,
- удовлетворение потребностей мастерового,
- еще много чего…
Без механизма равноценного обмена товарами — рынка не бывает. Обдиралово бывает, убивалово бывает, а вот рынка – нет.
Нынешняя ситуация в мире очень напоминает практику микрокредитования в России в купе с коллекторской деятельностью.
Кстати, профессор экономики Мухаммад Юнус получил Нобелевскую премию за изобретения этого кидалова.
Экономика — вроде бы наука, изучающая процессы торговли товарами на рынке и при производстве товаров.
Из вышеизложенного:
Печатание не обеспеченных денег — разрушение рынка.
Если по прилету на другую планету вас заинтересует вопрос «А есть ли у инопланетян рынок?», просто спросите: «Чем обеспечены ваши деньги?» Если ответят — крашеной туалетной бумагой, — значит нет.
Причины краха капитализма для чайников
Я читал много работ на предмет того, почему же мы подошли к концу капитализма. Но во всех этих работах мне, с одной стороны, чего-то не хватало с точки зрения полноты картины, а с другой стороны, они обычно были излишне подробны в деталях и трудны для восприятия. В итоге простая и ясная общая картина ускользала. И вот я решил написать короткий текст, который бы описывал мою точку зрения на самую суть происходящих сегодня процессов развала капитализма обычным людям. Это должно быть не доказательство, а замкнутая и непротиворечивая логическая цепочка, каждый пункт которой можно рассматривать более подробно. Согласен, что это весьма самонадеянно, но почему бы не попробовать… Так как текст должен быть коротким, то вперед.
В чем состоит уникальная особенность капитализма, отличающая его от других систем? Я думаю, это то, что главным критерием для принятия экономических решений при капитализме является стремление к получению прибыли и увеличению капитала. Именно прибыль является основным стимулом и мотиватором для предпринимателей и драйвером повышения эффективности. Не будет прибыли, и капитализм умрет.
Каков минимальный размер прибыли, который необходим предпринимателю (капиталисту) для мотивации? Предлагаю отбросить финансовые спекуляции и рассмотреть только реальное производство. Сейчас хорошей нормой прибыльности является 20% от объема продаж. Приемлемой – 10%. Будет ли предприниматель мотивирован прибылью в 5%? Не уверен. Но исходя из собственного опыта работы в бизнесе уверен, что 2%-3% прибыли точно никого мотивировать не смогут. Итак, можно предположить, что и психологически, и математически, и исторически прибыль менее 2%-3% от объема продаж можно считать неприемлемой. Если кто-то приведет контраргументы, то я пересмотрю все дальнейшие рассуждения.
Чем может быть обеспечена прибыль? Правильно, ростом размера рынка. Потому что если рынок не растет, то либо прибыль обнуляется, либо через какое-то время все деньги перетекают капиталисту, и прибыль опять-таки обнуляется по причине исчезновения рынка (см. мысленный эксперимент в приложении). А если прибыль обнуляется, то и капитализм как система исчезает.
Итак, рост рынка – это «капиталистическое всё». А что обеспечивает рост рынка и углубление разделения труда?
Я вижу три возможности:
расширение рынка за счет выхода на внешние рынки;
рост производительности труда за счет совершенствования технологий;
рост рынка за счет роста населения конкретной страны или Земли в целом.
С внешними рынками все понятно: там темпы могут быть любыми. И именно этот механизм обеспечивал развитие англо-саксонского капитализма на протяжении последних сотен лет. Основным инструментом захвата внешних рынков были войны. В частности, две мировых. Об этом много сказал МЛХ, поэтому повторяться не буду. Но этот механизм исчерпан. Рынки стали глобальны. Поэтому нам этот механизм неинтересен, потому что дальнейшее развитие он обеспечить не способен.
А как насчет роста производительности труда за счет технологий? Этот механизм связан не только с углублением разделения труда за счет расширения рынка. Он идет и сам по себе. Ведь колесо изобрели и повышением урожайности растений за счет селекции занялись тогда, когда никаких рынков еще не было. И с этим процессом – совершенствованием технологий – сейчас многие связывают наше будущее, говоря о новых экономических укладах. Я долго думал, как можно оценить масштаб этого роста и то, насколько он способен поддержать развитие капитализма. Как учесть недостоверность исторических данных, инфляцию и пр.? Но можно применить весьма простую оценку. Считаю, что оттолкнуться можно от анализа сравнения производительности труда сегодня в наиболее развитых странах и тех, которые до сих пор живут на уровне развития производительных сил в средневековой Европе перед началом капитализма. Производительность труда в самых экономически развитых странах (США, Германия, Япония, Франция) по официальным данным примерно в 150 раз выше, чем в самых отсталых странах, живущих, как и много веков назад за счет сельского хозяйства и ручного труда (Бурунди, ЦАР, Нигер, Малави). За какое же время капитализм обеспечил такой рост производительности труда? Можно взять за точку отсчета конец средневековья и реформы Лютера в 1517 году. Тогда это будет 500 лет ровно (надо же, какое совпадение). Если за 500 лет произошел рост производительности труда в 150 раз, то это соответствует ровно 1% роста в год. И это рост за счет как расширения рынков, так и за счет естественного внедрения инноваций. А вот разделить эффективность этих двух процессов практически невозможно. Но и так понятно, что при остановке расширения рынков естественные инновации смогут обеспечит менее 1% ежегодного роста производительности труда. Я думаю, что смело можно брать 0,5% в год, не более.
И остался третий пункт: рост населения. Средний рост населения нашей планеты в последние десятилетия составляет 1,2% в год. Но вот производительность труда за счет роста населения растет существенно меньше. По моим оценкам – это не более 0,5%. Почему? Да потому, что население золотого миллиарда реально не растет, рост Китая составляет менее 0,4%, а на них приходится львиная доля производства и основной вклад в итоговую производительность труда.
Поэтому в итоге можно утверждать, что без расширения рынков два оставшихся фактора в состоянии обеспечить рост рынка не более 1% в год. В масштабах истории это огромная цифра. А вот для обеспечения необходимой прибыльности при капитализме ее катастрофически недостаточно. В итоге капитализм обречен на надувание пузырей везде, где только можно, для обеспечения необходимой нормы прибыли и последующее обрушение, потому что ни один финансовый пузырь не вечен. И так много раз, пока человечество не придумает (или не применит из уже придуманных) экономическую систему, которая будет себя нормально чувствовать и при естественном 1% роста экономики.
Приложение: мысленный эксперимент.
Представьте себе остров, на котором существует замкнутая экономика в виде двух человек с общим ВВП 2 рубля. Первый (Ловец) ловит рыбу и продает ее по 1 рублю второму (Изготовителю), а тот ее вялит и продает половину за рубль Ловцу, оставляя себе вторую половину (то есть на 1 рубль). Итого каждый создает продуктов на 1 рубль и ровно столько же потребляет. В таком виде (производство равно потреблению) система устойчива и может существовать долго.
Но вот Изготовитель решил заработать прибыль и стал продавать вяленую рыбу за 1,2 рубля. Но у Ловца нет таких денег. В итоге он купил по-прежнему на 1 рубль. Часть рыбы осталась у Изготовителя. В следующий раз, понимая, что все не продаст, Изготовитель купил у Ловца только на 80 копеек, а продавать стал за 96 копеек (наценка те же 20%). Но у Ловца есть только 80 коп. Опять часть рыбы осталась у Изготовителя, а Ловец еще сократил свое потребление. И т.д. В итоге имеем излишки продукции у Изготовителя и сокращение рынка вплоть до полного его исчезновения (не сможет Ловец долго жить без еды со всеми вытекающими последствиями).
Статья Илья Константинов
Tags: Бизнес Деньги